О промыслах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Обычно под словом ремесло мы понимаем мелкое ручное производство изделий для личных нужд самого мастера или его заказчика. А вот способность серийно выпускать такие изделия, сохраняя ручной творческий труд мастера, мы называем уже производством художественных промыслов. Специфика данного вида деятельности заключается в том, что художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного искусства.

Для сохранения лучших ремесленных традиций своего региона силами предприятия был создан музей "Народных  художественных промыслов  и ремесел". Его главные посетители и самая благодарная аудитория - дети. Еженедельные экскурсии для учащихся образовательных учреждений проводят Домнина Ирина Викторовна и Скрябина Любовь Михайловна. Обе имеют почетное звание "Мастер народных  художественных промыслов Кировской области.

Особенным успехом у туристов и гостей области пользуются мастер-классы по плетению из лозы изделий мелких и средних форм, инкрустация берестой, работа в комбинированной технике в сочетании со столярной работой.

Есть однако в этом ремесле одна особенность, мешающая ему приобрести широкую популярность. Дело в том, что искусство плетения из лозы – это тяжелый физический труд и современные молодые  люди им зачастую брезгуют. Поэтому крупных предприятий по производству изделий из лозы, да еще и способных на работу в секторе туризма, в нашей стране совсем немного.

За каждым изделием из лозы стоит порой до 20 операций ручного труда.  Ручная заготовка и обработка материала, ручная сортировка и подготовка,  сложные операции по изготовлению и декорированию - складываются в многодневный кропотливый процесс создания и серийных и высокохудожественных изделий.

Следует также отметить, что возрождение ремёсел в том виде, в каком они существовали на момент 20-30 годов XX века для широкого показа, подходит только для зон консервации народной культуры. Создание же маршрутов интересных туристу напрямую связано с жизненной необходимостью промысла в каждой конкретной ситуации и каждом конкретном регионе.

Если нет необходимости в ремесле, то нет смысла его возрождать, поскольку любой промысел   в любой точке своего жизненного цикла жёстко привязан к предметной среде человека. Ремесло существует как конкретный, востребованный обществом товар , иначе это реконструкция, игра в "старое".

В этом смысле очень важна роль предприятий народных промыслов. Именно они действуют как центры притяжения у себя в регионе. Именно они сегодня занимаются актуализацией ремесел во всех проявлениях, насыщают продукцией прилавки магазинов, обеспечивают передачу опыта, обучение и занятость населения, делают промыслы интересными и современными.

В Кирово-Чепецке ООО Азимут выступило инициатором создания Некоммерческого партнерства "Центр поддержки предпринимательства и народных художественных промыслов". На базе Партнерства организована художественная мастерская для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

Можно определить два вида ремесленных сувениров: аутентичные предметы и новые предметы. Нам, производственникам, безусловно понятностремление публики получить недорого и быстро что-то от образцов народного искусства. Но с таким односторонним подходом исконная функция традиционных народных ремёсел будет неизменно угасать. Если народная культура не будет иметь современных, доступных и понятных форм существования в обществе, то она не сможет выступать в качестве его основы. Современный мастер, опираясь на технологическую и производственную, базу своего предприятия, создает не столько сувениры, сколько практичные и утилитарные изделия в ремесленных традициях своих предков, тем самым продлевая им жизнь.